Разделы

Телеком Мобильная связь

Удержать любой ценой. На что готовы мобильные операторы?

Сегодня уже никого не удивляет звонок мобильного телефона где-то в толпе людей, а на обладателя этого чуда техники окружающие не смотрят с завистью. Действительно, по некоторым оценкам, в России на сегодняшний день находится в эксплуатации около 100 млн. мобильных телефонов, а проникновение сотовой связи примерно соответствует среднеевропейскому уровню. В таких условиях, когда рынок мобильной связи уже в достаточной степени насыщен, важнейшей задачей для операторов мобильной связи становится не привлечение новых клиентов, а удержание старых. Чтобы удержать клиента мобильные операторы прибегают к самым разным маркетинговым ходам: экономическим, сервисным, рекламным и некоторым другим.

TELE2

Сотовый оператор, имеющий свои представительства во многих странах Европы, TELE2, также активно борется за удержание своих клиентов, в том числе и в России.

Во-первых, этот оператор выделяется на фоне остальных проведением рекламной кампании, главными героями которой являются мафиози Дон Бруто, Сонни Пудинг и Тони Бонелли. Такая акция, несомненно, создает особый имидж компании и делает ее непохожей на других. Это в свою очередь нравится многим клиентам TELE2, и, так же как и в случае со многими другими операторами, создающими свой особый имидж, способствует удержанию абонентов.

Во-вторых, TELE2 в ходе рекламных акций делает основной упор на дешевизну разговоров. Причем тарифы на звонки, как внутри сети, так и за ее пределы действительно довольно демократичные. Рекламный слоган компании в настоящее время «TELE2 — просто дешевле». Но стоит отметить, что на территории России компания имеет не такую развитую сеть базовых станций, как крупные игроки рынка мобильной связи, что сказывается на качестве связи и удобстве использования услуг оператора в целом.

Orange (France Telecom)

Довольно интересный маркетинговый ход в 2006 году совершила Orange (торговая марка, принадлежащая France Telecom — одному из крупнейших операторов мобильной связи в Западной Европе). На рынок были выпущены 4 пакета услуг мобильной связи, названных именами животных: дельфины, канарейки, еноты и пантеры. Каждый пакет предполагает неограниченный доступ к тем или иным услугам: бесплатные СМС, бесплатные звонки в вечернее и ночное время, бесплатные звонки на стационарные телефоны, бесплатный Интернет. Разумеется, эта «бесплатность» компенсируется за счет других сервисов.

Интересные маркетинговые ходы для привлечения клиентов изобретают западноевропейские операторы
Интересные маркетинговые ходы для привлечения клиентов изобретают западноевропейские операторы

Проведя активную рекламную кампанию, главными действующими лицами которой были животные с наостренными ушками (с намеком на то, что даже они удивлены столь выгодному предложению), Orange смогла привлечь значительное количество клиентов. А главное, «животный» пакет приобретается на 18 месяцев. Это гарантирует что клиенты Orange, пользующиеся новыми пакетами услуг, будут оставаться таковыми еще 1,5 года. В свою очередь, благодаря этому опять же складываются «круги общения» состоящие из знакомых и родственников, что делает их абонентами компании на еще более длительный срок.

Vodafone

Этот европейский мобильный оператор первым сделал шаг, ориентированный на абонентов, живущих в разных странах Европы, которые по некоторым причинам часто бывают в других странах. Суть этого шага заключалась в создании панъевропейского тарифа, где все звонки внутри сети, независимо от того в какой из стран Европы находится абонент, тарифицируются по одной цене.

Эта проблема в свое время была очень актуальна для операторов Европы, ведь после того, как границы между западноевропейскими государствами были фактически стерты, подвижность граждан значительно возросла, и это требовало от операторов сотовой связи новых шагов по оптимизации затрат своих клиентов.

Введение панъевропейского тарифа позволило Vodafone значительно укрепить свои позиции в ряде европейских государств. О целесообразности такого шага говорит и тот факт, что вслед за Vodafone панъевропейский тарифный план ввели многие другие европейские операторы, в частности голландская KPN Mobile, а также mmO2.

Итак, для удержания своих клиентов операторы сотовой связи используют самые разные приемы. Кроме привлекательных тарифных планов это и создание неповторимого имиджа компании, и бесплатная замена СИМ-карт, и различные акции, проводимые с постоянными клиентами, и создание кругов общения…

Кроме того, давно известно, что самыми «преданными» абонентами являются корпоративные клиенты. Ведь сменить оператора всей фирме гораздо сложнее, чем одному человеку. Номера мобильных телефонов многих сотрудников давно известны партнерам, указаны в рекламе или объявлениях, а смена мобильного оператора подразумевает смену номеров мобильных телефонов всех сотрудников компании. Кроме того, при смене компании сотовой связи нужно решить много организационных вопросов, а также произвести некоторые финансовые затраты. Поэтому практически все мобильные операторы в последнее время все больше поворачиваются лицом именно к корпоративным клиентам, предлагая им выгодные условия обслуживания.

Оценить действенность тех или иных шагов мобильных операторов достаточно проблематично, ведь доподлинно не известно, почему те или иные абоненты уходят или остаются с обслуживающим их оператором, определить причины поведения могут только соответствующие опросы. Ясно одно: война за привлечение абонентов постепенно переходит в войну за их удержание. И, поскольку рынок мобильной связи уже практически полностью насыщен, это явление в будущем будет приобретать все большие масштабы, и заставлять операторов сотовой связи придумывать новые способы удержания своих абонентов.

Дмитрий Макарский