Властелины связи России: подробности восхождения
За широким фасадом «видимой» конкуренции на отечественном рынке связи скрывается лишь несколько крупных игроков. Именно они и ведут между собой борьбу за ценные активы и новые рынки.Полный вариант статьи, включая карту сфер влияния, будет опубликован в сентябрьском номере журнала CNews.
Московские связи «Системы»
В последнее время основным конкурентом «питерских» связистов является «АФК «Система». Известно, что за все время своего существования данная структура пользовалась поддержкой со стороны правительства Москвы. Основателем компании является Владимир Евтушенков, который сам некогда входил в московское правительство: в конце 80-х годов он возглавлял Главное управление по науке и технике Мосгорисполкома, а в начале 90-х — «Московский комитет по науке и технологиям» (МКНТ).
В 1993 году Владимир Евтушенков фактически приватизировал бизнес МКНТ, создав одноименную компанию для выполнения сложных городских проектов. Сегодня МКНТ, преобразованный в акционерную финансовую корпорацию «Система», работает в различных областях: строительстве, торговле, туризме, страховании и др. С 1995 года основным направлением бизнеса АФК «Системы» являются телекоммуникации.
Собственный МГТС
В 1995 году «Система», как и «питерские» связисты, решила проблему противостояния «Связьинвесту». Однако, в отличие от них, руководство «Системы» оказалось более проворным. Москомимущество продало на инвестиционном конкурсе 25%-ный госпакет акций МГТС, прежде чем государство передало «Связьинвесту» свои ценные бумаги. Победителем этого конкурса стала компания АФК «Система». Более того, конкурс содержал очень важное условие: после совершения инвестиций в МГТС на определенную сумму победитель получал право увеличить свой пакет до контрольного. Подобно «питерской» группе связистов, получившей контроль над дочерними предприятиями ПТС благодаря объединению их в холдинг «Телекоминвест», руководство «Системы» заинтересовалось «дочками» МГТС. С этой целью в 1996 году была создана компания «Центр-ТС», в управление которой МГТС передала пакеты акций своих дочерних предприятий. В числе этих компаний были GSM-оператор «Мобильные телесистемы» (МТС), NMT-оператор «Московская сотовая связь», а также организации, предоставляющие услуги проводной, пейджинговой и транкинговой связи. В 1998 году на базе «Центр-ТС» была создана управляющая компания «Система-телеком».
Но, в отличие от «питерских», «Системе» удалось получить контроль и над самой МГТС. В 1998 году холдинг решил воспользоваться правом на увеличение своего пакета акций в МГТС до контрольного. Между тем, вопрос оставался спорным по целому ряду моментов. Тем более, что «Связьинвест» не собирался уступать контроль над московской компанией: холдинг требовал, чтобы в соответствии с законом перед проведением допэмиссии была осуществлена переоценка имущества МГТС, что увеличило бы ее уставной капитал и размыло бы долю «Системы». Однако «Система» смогла настоять на своем, заручившись поддержкой Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), которая разрешила осуществить выпуск дополнительных акций МГТС в размере 50 % от уставного капитала без его предварительной переоценки. Таким образом, АФК «Система» увеличила свою долю в МГТС с 33,3 % до приблизительно 55,5 %. Соответственно, доля «Связьинвеста» снизилась с 46,67 % до примерно 31,2 %, а доля всех остальных акционеров — с 20 % до 13,3 %. В итоге МГТС стала одним из немногих телефонных монополистов, не контролируемых «Связьинвестом».
Выход на новые рынки
Что касается дочерних предприятий МГТС, то наибольший интерес из них представляла МТС. «Система» в 1997 году даже выкупила у МГТС 20 % акций сотового оператора, несмотря на то, что данный пакет и так уже находился в управлении холдинга. В том же году телекоммуникационная корпорация АСВТ, являвшаяся инициатором создания МТС, уступила «Системе» свои 20 % ценных бумаг оператора. Таким образом, «Система» стала доминирующим акционером МТС — впоследствии самой прибыльной компании холдинга. А формальный контроль над оператором «Система» установила в 2003 году, выкупив еще 10 % ценных бумаг у Deutsche Telecom. На сегодня «Системе» принадлежат 50,4 % акций МТС.
В 1999 году АФК «Система» приняла решение об объединении проводных операторов «МТУ-Информ», «Комстар» и «Телмос», контролируемых холдингом через МГТС. Но процесс образования единой структуры, получившей название «Комстар — Объединенные телесистемы», завершился лишь в 2005 году. «Системе» пришлось долго выкупать доли российских и иностранных акционеров, являвшихся партнерами МГТС в трех вышеназванных «дочках». В 2003 году «Система» заключила стратегический союз с «питерскими», которые продали ей по 50 % акций компаний МТТ и «Скай Линк». Остальные 50 % в этих структурах по-прежнему принадлежат «питерским». Между тем, союз с последними пока так и не позволил «Системе» выкупить у «Связьинвеста» блокпакет акций МГТС, что, в свою очередь, не позволяет произвести IPO московского оператора.
Альфа: Бизнес с нуля
История «Альфа-групп» сильно отличается от историй «питерской» группы и «Системы». Проекты «Альфы» не росли вокруг какого-то монополиста, и с самого начала не пользовались покровительством какой-либо властной структуры. Основатель «Альфа-групп» Михаил Фридман начинал свой бизнес с нуля: сначала торговал театральными билетами, затем организовывал дискотеки. В конце 80 х он создал торгово посредническую фирму «Альфа-Эко» и компанию «Альфа-фото», которая занималась в то время продажей компьютеров. Весомым вкладом в пополнение капитала стало участие «Альфы» в операциях по конвертации рублей в доллары. В 1988 году начался процесс формирования структур консорциума «Альфа-Групп».
Уже в 90 х «Альфа-групп» превратилась в крупнейшую финансово промышленную империю России, в состав которой вошли «Альфа-банк», «Тюменская нефтяная компания», ряд металлургических предприятий и др. А сам Фридман стал одним из главных олигархов страны. Установить хорошие отношения с властью «Альфе» помог экс-министр внешнеэкономических связей России Петр Авен, ставший партнером Фридмана. Эксперты уверены, что именно Авен согласовывал с Кремлем скандальную покупку «МегаФона». Другим лоббистом группы считают замглавы администрации президента, выходца из структур «Альфы» Вячеслава Суркова. Считается, что именно он, например, лоббировал поправки к закону «О связи», в прохождении которых была заинтересована «Альфа».
Резкий рывок
На телекоммуникационный рынок «Альфа» вышла достаточно резко, купив в 2001 году с небольшим интервалом крупные пакеты акций сотового оператора «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») и фиксированного оператора Golden Telecom (GT). Партнером «Альфы» по «ВымпелКому» стал норвежский телефонный гигант Telenor. Два года спустя компании удалось договориться с норвежцами о присоединении к GT принадлежавшей им группы операторов «Коминком-Комбеллга».
В августе 2003 года «Альфа» приобрела 25,1 % акций «МегаФона» и заявила о желании объединить «МегаФон» с «ВымпелКомом». Но совершенная сделка не понравилась «питерским» связистам, которые обратились с исками против «Альфы» в суды разных стран мира. Эти разбирательства продолжаются до сих пор, уже в течение двух лет. Несмотря на это, «Альфе» понравилось на рынке связи: в 2004 году был создан холдинг «Альфа-телеком», в который от «Альфа-эко» перешли пакеты акций «ВымпелКома» и «МегаФона», а от «Альфа-банка» — ценные бумаги Golden Telecom и украинского сотового оператора «Киевстар».
На сегодня в планах компании «Альфа-Телеком» — выход не только на просторы России и СНГ, но и на рынки развивающихся стран дальнего зарубежья. Итогом всего стало множество новых корпоративных конфликтов, в которые втянулась «Альфа». В частности, группа до сих пор не может договориться со своим главным партнером — Telenor — о покупке «ВымпелКомом» оператора «Украинские радиосистемы» (УРС). «Альфа-Телеком» считает необходимым скорейший выход российского оператора на перспективный украинский рынок, а представители Telenor до сих пор голосуют против сделки. Украинский вопрос окончательно расстроил отношения между «Альфой» и Telenor: аналитики не исключают выхода одного из партнеров из «ВымпелКома».