Разделы

Телеком Проводная связь Беспроводная связь Инфраструктура

Война форматов тормозит мобильное ТВ

По своей сути мобильное ТВ схоже с IPTV: основное предназначение этих технологий в предоставлении информации и развлекательного контента on-demand. Несмотря на популярность самой идеи, на пути ее развития существует много препятствий самого различного характера, основным из которых является несовместимость различных форматов вещания, принятых в разных регионах.

Проблема выбора формата данных неразрывно связана с выбором модели сотового телефона. На сегодняшний день для просмотра телевизионных передач выпущено всего несколько моделей специальных мобильных телефонов.

Также мобильное телевидение доступно владельцам карманных компьютеров Pocket PC. В скором времени должно появиться больше мобильных аппаратов, имеющих возможность просмотра телевидения. Не случайно компания Nokia и Motorola объединились для разработки единой технологической платформы будущих сотовых телефонов.

Телефоны с поддержкой услуги мобильного телевидения, 2006

Компания-производитель Модель телефона
Nokia 3230, 3250, 3650, 3660, 6260, 6600, 6620, 6630, 6670, 6680, 6681, 6682, 7610, 7710, 8800, 9210i, 9300, 9500, N-Gage и N-Gage QD, N70, N71, N72, N73, N80, N90, N91, N92, N93, E50, E60, E61, E70
Sony Ericsson W710i, Z710i, Z810i
Siemens SX1, S75, SL75
Samsung P900, Z540
Panasonic X700
Sendo X

Источник: CNews Analytics, 2007

Но необходимо помнить об одном недостатке MobilTV и мобильных сетей вообще. Ведь пользователь определенного мобильного оператора фактически привязан к своему региону. Даже сейчас, стоит выехать за пределы Московской области, как включается роуминг и счет значительно худеет. А теперь представьте, что будет со счетом, если посмотреть по мобильнику телевизионную передачу. В пору брать с собой валерьянку и корвалол, так, на всякий случай.

С появлением мобильного телевидения перед операторами возникнут следующие проблемы: возросшая нагрузка на сети; необходимость в усовершенствовании системы оплаты услуг; обеспечение авторского права на медиаконтент; собственно разработка специализированного медиаконтента.

Проблема оплаты новой услуги не настолько тривиальна и банальна, как может показаться на первый взгляд. Подписчики TV-сервиса оператора Orange, заплатив менее 20 евро в месяц, могут смотреть передачи примерно 7 часов подряд (приблизительно 1 гбайт данных). Когда в Японии тестировалось мобильное ТВ, минимальная стоимость услуги мобильного телевидения составляла 400 иен в месяц (около 3,5 долл.). В настоящее время в Америке можно получить 40 каналов в месяц всего за 5 долл. А в Японии с оплатой совсем по-другому. Там пользователь заказывает нужную передачу, например, за 50 долл. можно посмотреть 45-минутную трансляцию какого-нибудь спортивного события. Такой способ оплаты напоминает услугу "видео на заказ" в IP-телевидении. Как можно заметить, разброс цен на услугу мобильного телевидения очень большой: от 5 до 50 долл.

Наиболее интересным кажется смешанный вариант: симбиоз абонентской фиксированной платы за определенный список каналов и отдельной оплаты за просмотр эксклюзивных материалов. Данная схема очень удобна для мобильного оператора, так как она позволяет получить дополнительный доход от, например, прямой трансляции с Чемпионата мира или с Луны и от рекламных показов во время трансляции. Для абонентов эта схема удобна тем, что конечный потребитель получит только то, что он заказал.

Проблема авторских прав уже сейчас актуальна для мобильных операторов. Не секрет, что в мобильных сетях активно распространяется медиаконтент различного содержания, и не всегда условия распространения соответствуют законодательству. С появлением мобильного телевидения войны правообладателей могут развернуться с новой силой. Современные телефоны (смартфоны) позволяют хранить на картах памяти до 1 Гб информации. А развивающиеся технологии в области разработки программного обеспечения на сегодняшний день позволяют разработать ПО, которое сможет сохранять видео трансляцию на сменные носители. Перед мобильным сообществом встанет вопрос, кто должен будет обеспечивать сохранность авторских прав: мобильные провайдеры, которые будут доставлять сигнал до конечного пользователя, телеканалы, транслирующие свои программы на мобильные аппараты, или производители оборудования для сотовых сетей?

Если продолжать аналогии с IP-телевидением, то тут все и проще и сложнее. Провайдеры тоже опасаются, что нагрузка возрастет настолько, что работать в сети будет уже просто невозможно.

Что касается системы оплаты, то в мобильных сетях у каждого пользователя свой лицевой счет, с которого и будут снимать деньги. И проблема, скорее всего, разрешится просто разделением счета на два раздела: мобильные звонки и мобильные развлечения. Проблема правообладателей и авторского права на медиаконтент присутствует и в локальных сетях провайдеров, и в мобильных сетях сотовых операторов. Что касается последнего пункта, то это специфическая проблема, актуальная только для владельцев мобильных телефонов.

Основные игроки на рынке мобильного ТВ

Надо отдать должное разработчикам оборудования для мобильных сетей: они хорошо устроились и самоорганизовались, разделившись на группы, поддерживающие и продвигающие различные форматы передачи медиаконтента. В случае с IPTV игроки не так организованы, наверное, поэтому интеграторы еще не готовы к активному внедрению и продвижению технологий и оборудования для IPTV.

Как уже упоминалось, недавно Nokia объявила о том, что будет сотрудничать с Motorola в области мобильного телевидения. Основная цель этого сотрудничества - обеспечение совместимости между телефонами стандарта DVB-H и услугами на его основе. Компании будут работать над созданием решений на открытой платформе DVB-IPDC, испытания совместных разработок начнутся уже в ближайшее время. Nokia и Motorola считают DVB-H самой перспективной технологией трансляции телепередач на мобильные устройства. Этот стандарт обеспечивает высокое качество изображение, приемлемое энергопотребление и позволяет принимать телесигнал параллельно с использованием телефона для разговоров или передачи данных. По прогнозам аналитиков, к 2010 году рынок мобильного ТВ значительно вырастет - будет продано свыше 50 млн. аппаратов с поддержкой телевидения в стандарте DVB-H, который продвигает Mobile DTV Alliance.

В то же время растет список моделей сотовых телефонов, поддерживающих новый этот стандарт. Например, Gigabyte на выставке 3GSM Asia World Congress продемонстрировала свой коммуникатор g-Smart i200 с диагональю дисплея в 2,69 дюйма и разрешением 480х640 пикселей.

Основным игроком на этом рынке можно считать компанию Nokia. Именно она разработала и поставляет оборудование для мобильных операторов желающих внедрить у себя новую услугу. Не случайно на сегодняшний день телефонов поддерживающих новую технологию больше всего у компании Nokia.

Nokia и ее альянсу противостоят компании Samsung и LG, продвигающие технологию DMB. В основном она развивается и внедряется в азиатских странах. Но пилотные проекты есть и в Европе: в Германии была запущена коммерческая служба мобильного телевидения во время чемпионата мира по футболу 2006, в Париже осуществлен пилот, также подобные проекты собираются запустить в Италии, Швейцарии, Индонезии, Китае и Великобритании.

Стандарт DMB имеет одно неоспоримое преимущество перед стандартом DVB-H: использование существующих сетей и малозатратность. Но на стороне DVB-H играют очень сильные и могущественные игроки (Intel и Microsoft), так что в принципе можно с большой долей уверенности сказать, что DVB-H скорее выиграет эту войну форматов, правда пока лишь в Европе и в Северной Америке.

Фантастика или реальность?

Трудно сказать, что ждет мобильное телевидение в будущем. Как видно из опросов, большинство абонентов не готово платить за коммерческое телевидение у себя на телефоне, и это может стать большим тормозом на пути развития новой технологии.

По данным Mobile DTV Alliance, около десятка мобильных сетей уже протестировали или проводят тестирование технологии DVB-H. В целом перед мобильным телевидением стоят те же самые проблемы, что и перед развивающимся в последнее время IP-TV. Между Mobil-TV и IP-TV очень много общего. Возможно, что в будущем эти две технологии сольются.

Несмотря на то, что мобильное телевидение - относительно молодое явление, некоторые операторы уже успели получить награды за развитие этой технологии. Совсем недавно MobiTV, первая компания, работающая с сотовым телевидением в США, получила награду Emmy за "исключительные достижения в инженерных разработках". MobiTV завоевала эту награду спустя два года с момента начала предоставления своих сервисов, которыми уже пользуются свыше 500 тыс. абонентов сотовых телефонов, с возможностью просмотра ABC News Now, MSNBC, канала Discovery, Учебного канала, ESPN и некоторых других.

Существует еще очень много технических и "не технических" препятствий, с которыми должны справляться компании, решившие превратить мобильное ТВ в реальность: низкое качество изображения, резкое сокращение заряда, проблема выделения частотного диапазона под мобильное телевидение в некоторых странах. В целом же, развитие мобильного телевидения должно способствовать развитию и совершенствованию сотовых сетей, а также повышению надежности связи.

Сергей Бовыкин / CNews