Разделы

Телеком Беспроводная связь

Украинский телеком: без войны не обойтись

Ключевой фразой на украинском рынке телефонии остается "стоимость взаимосоединения": именно вокруг нее идет спор крупных и средних операторов. И это неудивительно: мобильных телефонов в стране почти вдвое больше, чем жителей. А это означает, что все, кто мог их приобрести - приобрели. Дальнейшие изменения на рынке могут быть обеспечены либо новыми услугами, либо глобальным переделом. Какой путь выбрали сотовые операторы - мы далее и увидим.

Мобильные операторы вправе оспорить действия "Укртелекома": в конце 2006 года НКРС обязала сотовые компании с 1 января 2007 года отказаться от прямых номеров, но затем продлила этот срок до 1 сентября 2007 года. НКРС уже подтвердила, что готова реагировать на возможную жалобу операторов. Несмотря на то, что путем ряда технических ухищрений мобильные компании могут организовать своим абонентам аналог утерянной услуги - действия "Укртелекома" являются своеобразной рыночной "подножкой": монополист не дает партнерам подготовить пользователей к уходу от привычной услуги. На срочно созванной встрече руководства компании с топ-менеджерами UMC и "Киевстара" был обсужден вопрос о прекращении действия услуги "прямой номер". Представители "Укртелекома" предложили коллегам выбор: либо прямые номера будут "отняты" и станут местными фиксированными номерами, либо "Укртелеком" будет получать компенсацию от операторов за каждый звонок своего абонента владельцу "прямого" мобильного номера. Стороны договорились не предпринимать действий по блокированию звонков на прямые номера сотовых компаний.


Конечным пользователям не важно, кому в итоге уйдут их деньги. Важно, чтобы не дорожали привычные услуги

А вот самый "больной" вопрос - приватизация "Укртелекома",- требующий фактического согласия всех ветвей власти,- очевидно, вновь "зависнет" на неопределенный срок - несмотря на то, что Фонд госимущества Украины предложил уточненный план размещения акций организации: 50% акций плюс 1 акция закрепляются в государственной собственности; 37,86% акций будут предложены для продажи на международных фондовых биржах в период с 1 августа по 31 декабря 2007 года; 5% акций будут - на фондовых биржах Украины пакетами по 1% до 23 июля 2007 года. Будет ли этот план одобрен на высшем уровне и введен в действие - еще вопрос,- и это еще более остро ставит перед компанией задачу выхода на новые рынки и участия в переделе сложившихся. Компания вынуждена использовать ту паузу для подъема своей доходности и инвестиционной привлекательности. Среди потенциальных "покупателей" "Укртелекома" в разное время назывались ведущие европейские компании класса "Дойч Телеком", а также украинская финансово-промышленная группа СКМ и "Ростелеком".

НКРС в поисках ниши

НКРС как верховный арбитр в области связи, скорее всего, не скоро сможет быть эффективным помощником в межоператорских спорах. Представляя общественности отчет о своей деятельности за 2006 год, это госучреждение проявило необычную открытость в обсуждении проблем управления отраслью связи,- особенно учитывая преследовавшие эту структуру с момента ее создания упреки в кулуарности механизмов и непрозрачности процессов принятия решений. Однако похоже, что откровенность несколько запоздала - и обсуждение за круглым столом, и последовавшие события показали, что в самой НКРС и вокруг нее образовался клубок противоречий, свидетельствующих о кризисе госрегулирования на украинском рынке связи.

И это - несмотря на "цифровую" успешность учреждения: НКРС перечислила в государственный бюджет Украины в 2006 году 1437,741 млн грн., что на 360,304 млн грн. больше запланированных 1077,438 млн грн. Средства получены за выдачу, продление и переоформление лицензий на пользование радиочастотным ресурсом (РЧР), лицензий на деятельность в сфере телекоммуникаций, выдачу телефонных номеров. Интенсификация развития рынка отразилась и на общей отдаче отрасли: только в январе 2007 года от услуг связи, предоставленных операторами всех форм собственности, сумма обязательных платежей в бюджет составила 400 млн грн., что на 41,5% больше, чем в январе 2005 года. А количество абонентов мобильной связи на конец января возросло по сравнению с началом года на 3,4% и составило 50,7 млн чел.

Однако, как отметил директор департамента телекоммуникаций НКРС Владимир Гресько, количество соединений сетей общего пользования растет в стране без участия "Укртелекома". Инвентаризация договоров операторов о взаимосоединении показала, что в 2006 году число соединений номеров в сетях "Укртелекома" составило 5,4 млн, а в сетях прочих операторов телекоммуникаций - 5,7 млн. Это, по его мнению, объясняется не только слабыми техническими возможностями компании в Винницкой, Донецкой, Житомирской, Херсонской и Черновицкой областях, но и непрозрачностью финансовых условий взаимосоединений через сеть "Укртелекома", что заставило операторов связи искать альтернативные возможности.

Бюджетные программы в игноре?

Еще одной болезненной проблемой является финансирование бюджетной программы "Руководство и управление в сфере регулирования связи". И.о. председателя НКРС Ольга Филиппова (ныне уже бывший глава Комиссии Олег Гайдук в момент отчета находился на больничном), в своем докладе сообщила, что программа в 2006 году была обеспечена всего на 77,2% - выделено 17,859 млн грн., тогда как запланировано было 11,612 млн грн на содержание центрального аппарата НКРС и 11,514 млн грн. - на Государственную инспекцию связи. Более того, в прошлом году вообще не проводилось финансирование бюджетной программы конверсии радиочастот (запланировано было 2,624 млн грн.). Не нашлось на это средств и в бюджете-2007. Ни копейки не выделено также и на мониторинг радиочастотного диапазона - механизм, обеспечивающий корректное "разведение" операторов связи по полосам и ареалам, а следовательно - гарантированное качество связи. Г-жа Филиппова подчеркнула, что телекоммуникационные компании платят соответствующий сбор в бюджет, откуда средства на обеспечение мониторинга попросту "не возвращаются". Таким образом, пользователи платят государству некий дополнительный налог (в составе тарифов), ничего не получая в ответ. Предложения НКРС об аккумулировании "мониторинговых средств" как целевых отчислений - не встретили пока понимания ни в кабинете министров, ни в Верховной Раде. Добавим: и нескоро встретят. Не ранее, чем страна четко выяснит для себя, есть ли у нее парламент и правительство.

Особую остроту приобрело противостояние между НКРС и Концерном радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ). Камень преткновения - частотный диапазон 3400-3800 МГц, предназначенный для внедрения широкополосной технологии WiMAX. По решению НКРС, КРРТ должен был освободить этот диапазон, в пределах которого уже выданы лицензии на беспроводную связь, и перейти на частоты 3800-4200МГц. Но поскольку миграция требует значительных затрат, КРРТ не желает его производить, несмотря на то, что работающая в этом диапазоне радиорелейная связь в соответствии с Планом использования РЧР Украины должна закончить свое существование в 2011 году. Если к этому времени КРРТ не перейдет на современные средства связи, он может оказаться на грани расформирования. Тем не менее, к примеру, глава Ровенского областного телерадиопередающего центра (ОРТПЦ), выступивший в ходе обсуждения отчета НКРС, заявил, что отказал и будет отказывать представителям НКРС в проверке деятельности ОРТПЦ и дал понять, что так могут поступить и другое его коллеги.

А это означает, что НКРС не в состоянии выполнить свои обязательства перед лицензиарами, поскольку совместное использование указанных частот технически невозможно, и компании, приобретшие лицензии, терпят ежедневные убытки.

Критики деятельности НКРС из числа Общественного наблюдательного совета при этой структуре, выступавшие в обсуждении, обратили особое внимание на то, что среди членов Комиссии нет единой позиции по многим ключевым вопросам госрегулирования, что многие ее члены воздерживаются при голосовании, что "недопустимо для госслужащего", и что Комиссия по-прежнему принимает решения "выгодные отдельным компаниям".

Вскоре после отчета обстановка вокруг НКРС накалилась. В рассылку влиятельной общественной организации "ИКТ-Конгресса Украины" поступило сообщение о том, что группа членов НКРС и руководителей ассоциаций участников телекоммуникационного рынка было сделано заявление, где прозвучало сомнение относительно легитимности принятых и подписанных решений от имени НКРС исполняющей обязанности г-жой Филиповой в период болезни главы Комиссии. Заявители опасались возможного судебного опротестования этих документов. В итоге серии заседаний и обращений в кабмин последним было принято решение о назначении председателем НКРС Владимира Зверева, ранее работавшего в составе Комиссии и Госсвязи.

Его положение сейчас также может оказаться весьма пикантным. Если недавно принятый закон Украины "О Кабинете министров" будет отменен, то недавние назначения, сделанные правительством - как и документы, порожденные НКРС после этого назначения, могут быть опять-таки оспорены в судебном порядке. Это может стать серьезным тормозящим фактором в развитии украинского рынка телекоммуникаций.

Ирина Бохно / CNews Украина