Разделы

Телеком Мобильная связь Контент Инфраструктура

3GSM: репортаж из эпицентра "мобильного" безумия

Смартфоны становятся умнее, скорость передачи данных – выше, сервисы - изощреннее. Реклама и ТВ приходят на сотовый телефон, конвергенция стирает грани между фиксированной и мобильной связью, интернетом и эфирным вещанием. "Мобильная" отрасль сходит с ума в гонке за кошелек потребителя. Весь этот безумный мир увидел на выставке 3GSM корреспондент CNews в Барселоне.

Он привел одно из таких доказательств – экспоненциальный рост сгенерированного пользователями контента. Так, если в 2006 году было зафиксировано более 55 млн. веб-блогов, то уже в этом году этот показатель превысит 100 млн. Уже более половины всего загружаемого трафика относится к категории P2P. Таким образом, вырисовывается общая тенденция - ценностные ориентации смещаются от обеспечения базовых телекоммуникационных услуг к персонализированным сервисам.

Именно персонализация выступает в качестве другого аспекта конвергенции, отметил в беседе в CNews г-н Алберт. Она, по его мнению, призвана повысить эффективность взаимодействия в бизнес-среде и привнести больше развлечений в повседневную жизнь.

Компания Alcatel представила автомобиль будущего
Компания Alcatel представила "автомобиль будущего"

Снижение лояльности абонентов, а также появление на телекоммуникационном рынке новых компаний типа Google, предоставляющих бесплатные услуги, создает огромное давление на традиционных сервис-провайдеров. Оно вынуждает последних вставать на путь инноваций и трансформации своего бизнеса, считает г-н Алберт. Операторы вынуждены трансформировать способы построения своих сетей, методы создания новых сервисов, в том числе пакетов услуг. Эта трансформация и называется, по его мнению, конвергенцией. При этом он отмечает заметное возрастание роли грамотного и ориентированного на пользователя управления абонентской базой, а также всей инфраструктурой оператора – его активами, сетью, множеством аппаратных и программных платформ и т.п. Но, подчеркивает г-н Алберт, основной "точкой входа" для трансформации остается абонентская база – ключевой актив оператора.

В качестве другого аспекта конвергенции г-н Алберт называет платежные системы, которые должны быть очень гибкими и учитывать всю сложность современных транзакций - режим работы в реальном времени, наличие сегментированных групп абонентов (prepaid, postpaid и комбинации), различных видов услуг (голос, данные, контент-услуги и пр.). Г-н Алберт также отметил, что у компании Alcatel-Lucent есть предложения как в части решений для управления абонентской базой, так и в области платежных систем. Об этом, например, свидетельствует такой факт: такими решениями пользуется более 160 операторов по всему миру.

Вице-президент и директор по стратегии и маркетингу подразделения беспроводной связи Alcatel-Lucent Сандип Макержии (Sandip Mukerjee) уверен, что в условиях ужесточения конкуренции и появления все новых и новых услуг, например, основанных на определении местоположения пользователя или таких как presence (контроль присутствия), победителями выйдут те сервис-провайдеры, кто сумеет быстрее трансформировать свой бизнес.

Трансформируются и сами вендоры, например, та же объединенная компания Alcatel-Lucent.

"Теперь у нас единое видение, - заявила на пресс-конференции Мэри Чэн, президент подразделения беспроводной связи Alcatel-Lucent. - Все вертится вокруг внесения интеллекта в сеть с целью вывода приложений и инноваций на рынок".

Интегрировав активы двух вендоров, компания выступает с объединенным портфелем решений для беспроводных, проводных, конвергентных и профессиональных услуг. Составной портфель предполагает трансформацию на уровне сервисов, сетей и бизнеса. Уровень сервисов включает мультимедиа, доступ при помощи различных технологий и устройств; сетевой уровень акцентируется на плавном переходе к IP и сервисориентированному транспорту; на уровне бизнеса предполагается интеграция и внедрение масштабируемых единых платформ. Вендор будет фокусироваться на стратегии распределенного по сети программного обеспечения для управления сервисами, IP-мультимедиа, сервисами на уровне магистральной IP-сети и сетей доступа.

Итак, для операторов конвергенция означает необходимость пересмотра своих представлений на уровне услуг, сетей и бизнеса. В частности, на сервисном уровне предполагается обеспечение доступа к мультимедийному контенту при помощи различных технологий и на различные устройства. При этом беспроводные коммуникации ближайшего будущего, по версии Alcatel-Lucent, выглядят следующим образом: 100 Мбит/c, полная мобильность, поддержка любого терминала и любой технологии, доминирование IP (All-IP), обеспечение качества сервиса (QoS) и пр. Основные объекты инвестирования Alcatel-Lucent в конвергентные технологии – это IMS-услуги, IPTV и сетевые игры, биллинг, IP/NGN, управление данными пользователей и др.

Среди конкретных проектов в области конвергенции, анонсированных Alcatel-Lucent на 3GSM – контракт с испанским подразделением Vodafone на строительство конвергентной IP/MPLS-сети, которая будет поддерживать широкополосную передачу данных (в том числе мультимедийного контента), передавать трафик сигнализации и биллинга и др. Кроме того, на конгрессе было объявлено о новых контрактах Alcatel-Lucent с операторами China Telecom, Vodacom Spain, T-Mobile, Mobile kom Austria и российским "ВымпелКомом".

Конвергентные решения представляли на 3GSM и другие компании. Так, Comverse продемонстрировала целый ряд всевозможных конвергентных систем - обмен сообщениями, биллинг, IP-коммуникации и др. В частности, представлено решение Converged IPCentrex, которое позволяет операторам предоставлять конвергентные услуги связи, реализованные на широкополосных и мобильных сетях. Кроме того, лаборатория инноваций Comverse представила концепцию услуг Mobile 2.0, включая Personal TV Blogcasting для трансляции персонального созданного абонентами с помощью мобильных устройств видеоконтента на общественных каналах IPTV; решение Mobilized Web 2.0, дающее мобильный и TV-доступ к играм MMOG (Massively Multiplayer Online Games) в интернете. Также представлено решение Mobile Learning, которое превращает мобильный телефон в персональное средство изучения английского языка.

Кто заплатит за мобильное ТВ?

Мобильное телевидение, на которое возлагают большие надежды сервис-провайдеры и поставщики решений, было на 3GSM по-прежнему "горячей" темой. Alcatel-Lucent демонстрировала мобильное интерактивное ТВ, радио и музыкальные сервисы совместно с испанским оператором Telefonica. Решение французско-американской компании "Безлимитное мобильное ТВ" работает в новом стандарте DVB-SH. Среди перспективных направлений зарождающегося сервиса – голосование, мобильная коммерция, доставка персонализированной рекламы мобильным пользователям и пр.

Стандарту DVB-SH предстоит сразиться с конкурирующими технологиями, например MBMS, возможности которой демонстрировали Huawei Technologies и Qualcomm. В настоящее время завершены испытания на функциональную совместимость, на горизонте - коммерческое применение технологии. На стенде Huawei телевизионная картинка транслировалась из UMTS/HSPA-сети на терминал с микросхемами Qualcomm - MSM7200 со скоростью 256 кбит/с. Начало коммерческой эксплуатации телефонов и смартфонов на базе MSM7200 намечено на 2 квартал 2007 года.

Но кто заплатит за телевидение на сотовом? Как оказалось, почти половина британских пользователей мобильной связи не знает, что такое мобильное ТВ. А большинство из тех, которые знает, вообще не желают платить за мобильный контент. И вряд ли ситуация в России лучше. Поэтому не исключено, что мобильное ТВ будет развиваться параллельно с мобильной рекламой.

Итак, один из наиболее реалистичных сценариев развития конвергентных технологий лежит в плоскости развлечений и рекламы. На стенде Alcatel-Lucent демонстрировалось решение, позволяющее абонентам при помощи телефонов, поддерживающих технологию радиочастотных меток (RFID), считывать "на ходу" информацию с рекламных постеров на мобильник, а затем просматривать накопившиеся за день данные либо на телефоне, либо на большом экране дома. Интерактивные технологии позволяют немедленно заказать понравившийся продукт в онлайне – клип, диск DVD/CD, билет на концерт, книгу и пр. Другое приложение, использующее технологию трехмерных интерактивных объектов, также может быть использовано в мобильной рекламе. Практическая реализация может выглядеть, например, следующим образом. Читая журнал, вы обнаруживаете, скажем, рекламу автомобиля, который при помощи специального приложения воссоздается на экране смартфона в трехмерном виде. Виртуальный автомобиль можно разглядеть со всех сторон, поменять цвет и пр., а далее связаться при помощи того же самого телефона с call-центром автосалона (например, по видеотелефонии) для получения более конкретной информации.

Очередной всемирный конгресс 3GSM показал, что мировая телекоммуникационная отрасль находится на следующем витке эволюции. Предлагаемые вендорами и сервис-провайдерами инновационные решения и услуги пройдут через тернии рынка, и только тогда можно будет готовить о них, как о новой реальности. Но в любом случае мобильный мир движется в сторону более высоких скоростей и перспективных технологий.

Виталий Солонин / CNews

Huawei За уникальный вклад в развитие телекоммуникаций, инновационные разработки и решения компания Huawei удостоена званий "Поставщик года – 2006", "Поставщик года в сегменте оптической продукции – 2006" и "Поставщик года в сегменте оборудования широкополосной связи – 2006" по результатам конкурса Frost & Sullivan Asia Pacific ICT Awards, а также премии InfoVision Award 2006 в номинации "Инновации в области сетевых технологий".